Статьи

20.05.2021

Как измерить реальную ёмкость и пусковые характеристики АКБ

У многих автолюбителей возникали проблемы с запуском авто, в такие моменты нужно исключить самые распространённые причины данной проблемы, одна из которых – потеря емкости АКБ, чаще всего это происходит из-за сульфатации пластин АКБ. В связи с этим возникает вопрос – как правильно продиагностировать состояние АКБ? Основные параметры АКБ, влияющие на корректную работу данного агрегата это – ее емкость и максимальное значение пускового тока.

Способы диагностики АКБ

  1. Измерение напряжения (с помощью мультиметра) на выводах АКБ – напряжение на полностью заряженной АКБ составляет 12.7В, если напряжение меньше 12.3В, то АКБ необходимо зарядить, при напряжении менее 11.7В – АКБ близка к глубокому разряду. (Данный способ никак не свидетельствует о емкости АКБ и о пусковых характеристиках)
  2. Разряд стабильным током с помощью профессиональных разрядно-диагностических устройств. Этот способ самый точный для измерения емкости, но к сожалению стоимость таких устройств в несколько раз выше стоимости АКБ.
  3. Диагностика с помощью тестера АКБ – данный способ так же достаточно точно и быстро определяет реальную емкость и измеряет пусковой ток. (Видео обзор на тестер АКБ ВА1000)
  4. 20-ти часовой разрядный тест АКБ, достаточно точный способ измерить емкость АКБ и что самое главное доступный практически каждому. (этот способ мы детально разберем в следующем разделе)
  5. Измерение плотности электролита. Нормальное среднее значение 1,27-1,28 г/куб.см (для умеренного климата при полном заряде АКБ). Для жаркого и холодного климата это значение может варьироваться плюс-минус 0,03 г/куб.см (для холодного выше, для жаркого ниже). Измерить можно с помощью ареометра (например, с помощью - Ареометра АР-02). Если после полного заряда плотность электролита ниже нормы, это свидетельствует о потере емкости.
  6. Тест с помощью нагрузочной вилки – данный тест показывает, как ведет себя АКБ при высоких нагрузках. Это самый доступный по цене способ для измерения пусковых характеристик АКБ, так как прибор имитирует работу стартера. (этот способ мы так же разберем далее)
ВНИМАНИЕ: Каждый из описанных выше тестов необходимо проводить при полностью заряженной АКБ, после заряда должно пройти не менее 24 часов. (Это нужно для распределения заряда в АКБ, иначе тесты не будут отображать корректную информацию.)

Как провести 20-ти часовой разрядный тест.

Для теста нам понадобится:

  1. Цифровой мультиметр
  2. Лампочка ~40 ватт на 12 вольт (с выводами для подключения). Ток потребления лампочки должен составлять 0.05С (где С емкость АКБ в Ач)
  3. Провода для подключения лампочки к АКБ, сечением от 0.75 мм кв.
    1. ( прим. Как рассчитать силу тока которую потребляет лампочка.)
      I = P/U,
      где I – величина силы тока (А), Р– единица мощности (Вт), U – единица напряжения (В).

      Этапы проведения 20-ти часового разрядного теста:

      1. Подключаем лампочку к АКБ
      2. Переключаем мультиметр в режим вольтметра и подключаем параллельно лампочке.
      3. Отслеживаем напряжение каждый час пока напряжение не упадет до 11.5В (записываем общее количество часов (t))
      4. По мере разряда каждый час снимаем ток потребления лампочки, для этого подключаем мультиметр последовательно в режиме амперметра, в конце теста складываем все значения и получаем общее потребление тока лампочкой (I общ)
      5. Считаем результат:
        • I общ / t = I ср (среднее значение потребления лампочки в час)
        • I ср * t = C (где С емкость АКБ в Ач)

      Тест АКБ нагрузочной вилкой

      Тест нагрузочной вилкой не покажет вам точное значение максимального пускового тока, но с помощью нагрузочной вилки вы можете понять, как ведет себя АКБ при высоких нагрузках (имитируя работу стартера), удачное прохождение теста косвенно указывает на то, что с пусковые характеристики АКБ в норме.

      Этапы проведения теста нагрузочной вилкой на примере НВ-02

      1. Подсоедините черный зажим -“крокодил” к минусовой клемме аккумулятора.
      2. Измерьте без нагрузки. Для этого открутите обе гайки около щупа и прислоните щуп к плюсовой клемме аккумулятора. Снимите показания вольтметра. (напряжение на полностью заряженной АКБ составляет 12.7В)
      3. Подключите спирали: - закрутите одну гайку около щупа, ток нагрузки 100 А, используется для проверки емкости на аккумуляторах 15 - 100 А*ч; - закрутите обе гайки, ток нагрузки 200 А, используется для проверки емкости на аккумуляторах 100 - 240 А*ч.
      4. Измерьте напряжение АКБ под нагрузкой. Прислоните щуп к плюсовой клемме АКБ в течение 5 секунд. Снимите показание вольтметра.
      5. Если напряжение не просело ниже 10В, тест можно считать успешным, т.е. характеристики АКБ в норме.

Возврат к списку

Ok